Земноводные (амфибии) средней полосы России — лягушки, жабы, тритоны и другие — сталкиваются с серьезной проблемой зимовки в условиях отрицательных температур. В отличие от млекопитающих и птиц, они не способны поддерживать постоянную температуру тела, а их кожа не защищена от потери влаги. Как же они выживают?
Большинство амфибий средней полосы зимуют в неактивном состоянии, используя два основных способа: зимовка в воде, и зимовка на суше.
Тритоны и многие лягушки (например, озерная и прудовая) зимуют на дне водоемов, зарываясь в ил или прячась под корягами. Вода подо льдом сохраняет плюсовую температуру, что позволяет амфибиям не замерзнуть. Чтобы выжить в условиях холода и недостатка кислорода, земноводные замедляют метаболизм. Они переходят в состояние гипобиоза (зимнего оцепенения), при котором лягушки почти не двигаются, снижая потребность в кислороде. При этом кислород они получают кожей. О том, как это происходит, мы разобрали в предыдущей статье. Осуществляется оно за счет проницаемости кожи земноводных для газов. Лягушки могут получать до 70-100% необходимого O₂ через кожу (Feder & Burggren, 1985)[1].
Кстати, содержание кислорода в воде зависит, в том числе от водорослей, которые даже зимой осуществляют фотосинтез, выделяя кислород. А вот если водорослей нет, и/или кислорода в воде становится слишком мало, то лягушки способны переносить гипоксию (недостаток кислорода) и даже аноксию (полное его отсутствие) в течение нескольких недель [5]. Как? Лягушки переключаются на аэробный метаболизм, расщепляя гликоген до молочной кислоты. Это даёт энергию, но приводит к накоплению лактата, который может быть токсичен. Однако зимой их метаболизм настолько замедлен, что вредные эффекты минимизированы (Storey, 1996)[3]. Если уже и это не помогает, то лягушки гибнут. Однако, это, как правило, молодые особи, и случается это в жестоких условиях, в которых не выживают даже рыбы.
Жабы (серая и зеленая), травяная лягушка и некоторые другие виды зимуют в почве, под листовой подстилкой, в норах или в подвалах и норах жуков [4]. Даже в сильные морозы в земной подстилке температура, как правило выше. Животные таким образом стараются избегать опускания температуры тела ниже критической. Для средней полосы это в пределах -4°C, для Сибири -10°C. Главная опасность здесь — промерзание тканей. Для спасения от этого у земноводные меняют состав крови!
Коротко - нет. Конечно, кровь не превращается в антифриз. Однако у них есть другие биохимические механизмы. Они используют так называемые "криопротекторы". Криопротекторами являются вещества, которые связывает воду, предотвращая образование крупных кристаллов льда. Они стабилизирует белки и клеточные мембраны при замерзании, а также снижает температуру кристаллизации тканей. Фактически, животные могут частично замерзать. Некоторые северные лягушки (например, древесная лягушка Rana sylvatica в Северной Америке) способны замерзать на 65%, но выживать благодаря синтезу криопротекторов.
В качестве криопротекторов могут выступать глюкоза и мочевина:
Эти суперспособности позволяют земноводным переносить даже небольшие отрицательные температуры, в отличие от рептилий, которые не переносят замерзания совсем. Поэтому, кстати, рептилии и живут по большей части в южных широтах. Хотя, они встречаются в немалых количествах и в наших умеренных и даже северных широтах: греющихся на солнышке змей и ящериц можно встретить летом в любом парке или лесу средней полосы России. А как ни справляются с зимними холодами?
Рептилии не синтезируют криопротекторы как земноводные, поэтому выбирают незамерзающие убежища. Они зимуют под землёй, ниже промерзающего слоя, в норах грызунов, трещинах скал, под корнями деревьев. При этом они стараются выбирать места с устойчивой температурой от до +5°C. Иногда они используют «тепло» грунтовых вод (например, ужи Natrix natrix зимуют у ключей). Обыкновенная гадюка (Vipera berus) зимует группами до 100 особей в одной норе, а прыткая ящерица (Lacerta agilis) закапывается на глубину до 1 м.
Конечно же, рептилии, как и земноводные входят в режим гибернации, то есть замедляют метаболизм в 10–20 раз. При этом происходит и остановка пищеварения, кишечник перед зимовкой пуст. А сердцебиение снижается до 1–2 ударов в минуту! Большинство видов не переносят замерзания! Лёд в тканях равен для них смерти, в отличие от некоторых лягушек и вышеупомянутых саламандр. Хотя тут встречаются и исключения: cибирский щитомордник (Gloydius halys) выдерживает кратковременные заморозки до –4°C за счёт повышения уровня глюкозы в крови (более слабого, чем у лягушек, а также экстренного сокращения сосудов кожи (чтобы сохранить тепло ядра тела).
Европейская болотная черепаха (Emys orbicularis) также демонстрирует удивительное сходство с земноводными: она зимует на дне водоёмов, поглощая кислород через кожу и клоаку (аналогично лягушкам!) и может переносить аноксию (полное отсутствие O₂) до 3 месяцев.
Это замечательно демонстрирует нам конвергентную эволюцию, при которой неродственные виды независимо развивают сходные признаки или адаптации в ответ на одинаковые условия среды.
Рептилии просыпаются, когда почва прогревается до +5…+10°C. Первыми в средней полосе России выходят змеи, причем самцы, они начинают греться ещё при +5°C, когда еще лежит снег, готовясь к брачному сезону, который начинается у них сразу после зимовки. Затем, в середине апреля - начале мая, когда почва прогревается до +8 +10°C, пробуждаются ящерицы. А затем болотные черепахи, когда вода прогревается до +8 +10°C.
Чем южнее находится ареал, тем раньше пробуждаются животные - между Краснодаром и Ярославлем разница может быть пару недель. Также, на время пробуждения влияет глубина норы - чем глубже, тем дольше прогревается земля.
Земноводные и рептилии России зимуют или под водой, дыша кожей, или в норах, под землей, а также в прочих убежищах, где они могут укрыться от морозов. Настоящего «антифриза» у них нет, но они нашли множество способов для выживания в суровые зимы - от закапывания в глубокие норы до действительного изменения состава крови, и способны таким образом переносить холод до -35°C. Так что, когда в следующий раз увидите лягушку в пруду, или ужа, греющегося на солнышке, то знайте, что эти теплолюбивые ребята знают не понаслышке, что значит "промерзнуть до костей"!
Источники:
[1]: Feder ME, Burggren WW. Cutaneous gas exchange in vertebrates: design, patterns, control and implications. Biol Rev Camb Philos Soc. 1985 Feb;60(1):1-45. doi: 10.1111/j.1469-185x.1985.tb00416.x. PMID: 3919777.
[2]: Storey KB, Storey JM. Freeze tolerance and intolerance as strategies of winter survival in terrestrially-hibernating amphibians. Comp Biochem Physiol A Comp Physiol. 1986;83(4):613-7. doi: 10.1016/0300-9629(86)90699-7. PMID: 2870854.
[3]: Storey KB. Metabolic adaptations supporting anoxia tolerance in reptiles: recent advances. Comp Biochem Physiol B Biochem Mol Biol. 1996 Jan;113(1):23-35. doi: 10.1016/0305-0491(95)02043-8. PMID: 8936040.
[5] https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434711/Samaya_sibirskaya_lyagushka
О проекте t.me/lyuboznanie
Любознание.рф 2025